Наши консультации

«Что должны знать родители о ФГОС ДО»

Мы уже знаем, что введение ФГОС связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.Однако стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках.Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта начального образования еще и тем, что к дошкольному образованию не предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы.Здесь необходимо понимать, что если к дошкольному образованию будут заданы требования к результатам, аналогичные тем, что присутствуют в стандарте начального образования, то мы лишим детей детства, не учитывая самоценности дошкольного периода жизни и специфики психического развития детей-дошкольников. Будет упорно осуществляться подготовка детей к школе, где постоянно будет проверяться уровень предметных знаний, умений и навыков. И ко всему к этому образовательный процесс будет выстраиваться по подобию школьного урока, а это противоречит специфике развития детей дошкольного возраста.Поэтому, в дошкольном образовании определены две группы требований, а не три, как в стандарте начального общего образования. Это требования к структуре программы дошкольного образования и требования к условиям ее реализации.При этом педагогам дается ориентир конечной цели их деятельности. В ФГОС указано, что одним из обязательных разделов программы любого ДОУ является раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования». В нем описаны такие интегративные качества (качества! а не ЗУНы: знания, умения, навыки), которые ребенок может приобрести в результате освоения программы: например, физически развитый, любознательный, активный, эмоционально-отзывчивый, общительный и др.Основная общеобразовательная программа помогает ребенку овладеть базисным уровнем дошкольного образования. Она призвана обеспечить дошкольнику тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в дальнейшем обучении, т. е. в школе и должна выполняться каждым дошкольным учреждением.В тексте ФГОС не употребляется слово «занятие», но это не означает переход на позиции «свободного воспитания» дошкольников. Взрослые не перестанут заниматься с детьми в российских детских садах. Но такая форма образовательной деятельности как занятие не соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста. В современной теории и практике понятие «занятие» рассматривается как занимательное дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности.Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места, безусловно, положителен, так как в настоящее время на первом месте стоит занятие. Необходимость отказаться от учебно-дисциплинарной модели образовательного процесса – отказ от специально организованной деятельности уже давно назрела. Ведущими видами детской деятельности станут: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др. Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми.Содержание основной программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечат разностороннее развитие детей с учетом их возраста по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. В программе нет привычных предметных областей – развития речи, развития элементарных математических представлений, рисования, лепки и т. д. Все это заложено в образовательные области.Образовательные области введены для поддержания баланса между всеми направлениями работы детского сада – все они в равной степени должны быть представлены в образовательной программе дошкольного образования.Если говорить о принципиально новом в содержании дошкольного образования, то это обязательность его соответствия заявленным в ФГОС принципам:- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;- принцип необходимости и достаточности(соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному "минимуму")- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;Программа строится с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастом детей. Интеграция разных образовательных областей – важный сдвиг в структурировании программного материала.Все образовательные области связаны друг с другом: читая, ребенок познает; познавая, рассказывает о том, что узнал; взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследований и обсуждений. Так взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира. Безусловно, в новых условиях возрастет роль взаимосвязи в работе узких специалистов и воспитателей. Например, инструктор по физической культуре будет участвовать в проведении прогулок, организуя подвижные игры, эстафеты по теме. Музыкальный руководитель будет осуществлять подбор музыкального сопровождения для проведения мастерских, релаксации, разминок, гимнастик и др.- комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;В соответствии с комплексно-тематическим принципом построения образовательного процесса ФГОС предлагают для мотивации образовательной деятельности не набор отдельных игровых приемов, а усвоение образовательного материала в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий. Обучение через систему занятий будет перестроено на работу с детьми по «событийному» принципу. Такими событиями станут Российские праздники (Новый год, День семьи и др.), международные праздники (День доброты, День Земли и др.). Праздники – это радость, дань уважения, память. Праздники – это события, к которым можно готовиться, которых можно ждать. Проектная деятельность станет приоритетной. Критерием того, что данный принцип заработает, станет живое, активное, заинтересованное участие ребенка в том или ином проекте, а не цепочка действий по указанию взрослого. Ведь только активный человек может стать успешным.- решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей (образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности и образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов) и самостоятельной деятельности детей;Изменяется способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка – это наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве.- взаимодействие с родителями;Документ ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.- И что еще очень важно, основная программа дошкольного образования обеспечивает преемственность с примерными основными программами начального образования, чего не было ранее.Перспектива реформирования дошкольного образования вселяет надежду на качественные изменения в данной сфере. Делается попытка преобразовать некогда единую систему «общественного дошкольного воспитания» в подлинную систему дошкольного образования как полноправную и неотъемлемую ступень общего образования. Это означает фактическое признание того, что ребенок дошкольного возраста нуждается не только в опеке и уходе, но и в воспитании, и в обучении, и в развитии.Таким образом, новые стратегические ориентиры в развитии системы образования следует воспринимать позитивно. Во-первых, система дошкольного образования должна развиваться в соответствии с запросами общества и государства, которые обнародованы в этом приказе. Во-вторых, в приказе много положительного:Желание сделать жизнь в детском саду более осмысленной и интересной.
Создание условий для того, чтобы воспитатель мог учитывать особенности развития, интересы своей группы, специфику национально-культурных и природных географических условий, в которых осуществляется образовательный процесс и многое другое.
Попытка повлиять на сокращение и упрощение содержания образования для детей дошкольного возраста за счет установления целевых ориентиров для каждой образовательной области.
Стремление к формированию инициативного, активного и самостоятельного ребенка.Отказ от копирования школьных технологий и форм организации обучения.Ориентация на содействие развитию ребенка при взаимодействии с родителями.


«И спросила кроха…»


Дети часто задают вопросы, которые способны поставить родителей в тупик. Как научиться отвечать на них? Не обманывать, а учиться рассуждать и размышлять вместе с сыном или дочерью, подбирать ответ, не забывая о возрасте ребенка, чтобы не запутать и не напугать его.

Простые вопросы, на которые мы не знаем ответа
Ребенку интересно, как устроен мир, и он с утра до вечера спрашивает обо всем на свете. Подсчитано, что четырехлетний ребенок может задать 400 вопросов в сутки. Причем каждый ответ порождает все новые и новые вопросы. Выдерживать такой напор бывает не просто. К тому же, далеко не все из нас помнят, почему, например, трава зеленая, а признаваться в собственном невежестве бывает неприятно. Поэтому ребенок слышит «перестань», «отойди» и «вырастешь – узнаешь».  Но гораздо полезнее приобрести детскую энциклопедию и несколько книг, специально составленных из ответов на типичные детские вопросы.  Прочтите их самостоятельно, чтобы отвечать на некоторые «почему» вашего ребенка. Но при этом обязательно расскажите ему, что ответы на свои вопросы можно найти в книгах, учебных передачах и интернете.

Если вы скажете малышу, что чего-то не знаете, это не подорвет ваш авторитет – особенно, если вы предложите попозже вместе найти ответ на вопрос.  Еще у детей бывают вопросы из разряда «что такое хорошо и что такое плохо», которым трудно дать однозначную оценку. В таком случае рекомендуется начать рассуждать. Покажите на собственном примере, как нужно рассуждать, облекать мысли в слова, последовательно, от общего к частному, строить речь. А затем спросите ребенка:  «А ты как думаешь?» и слушайте его точку зрения.
Вопросы, на которые мы знаем ответ, но стесняемся его произнести вслух
К этой категории относятся вопросы о сексе и смерти. Часто родители малодушно отправляют с ними малыша к кому-то из домашних. Но если он подошел с вопросом к вам, значит, ответ хочет услышать именно от вас. Поэтому соберитесь с духом и уточните, что ребенку известно по теме и что хочется еще узнать. Часто бывает, что малышу достаточно совсем простого, поверхностного ответа. Скажем, задав вопрос: «Я был у тебя в животике?» и услышав: «Да», ребенок, скорее всего, удовлетворится этим ответом. Время интересоваться деталями придет позже. 

Когда родители избегают ответов на вопросы о сексе, в сознании ребенка укрепляется мысль о том, что интимная жизнь, которую ведут взрослые – нечто постыдное и неловкое. Это может способствовать появлению психологических проблем в будущем.
Если малыш не задает «интимных» вопросов,  это не значит, что тема его не волнует. Иногда ребенок интересуется у взрослых, откуда берутся щенки у собаки, или котята у кошки. Не сомневайтесь: малыш уже догадался, что родителям неловко откровенно говорить на эту тему. Со временем и ему станет неудобно затрагивать с родителями тему секса. Надо ли увеличивать эту обоюдную неловкость и отстраненность, решайте сами – книг о сексуальном воспитании сейчас предостаточно. 
Говоря о смерти– обычно о ней дети начинают спрашивать в 4-6 лет – точнее подбирайте слова: если малыш чувствительный, лучше избегать жестких определений и излишних подробностей. Но только не обманывайте его: рано или поздно ребенок узнает правду, и его доверие к вам будет подорвано.
Сложные вопросы, на которые больно отвечать
Существуют вопросы, которые относятся к разряду болезненных как для родителей, так и для малыша. Речь идет о темах, которые хочется оставить в прошлом и не ворошить. Среди таких малоприятных тем – усыновление ребенка, смерть одного из родителей, детали развода, новая семья папы.
Стоит ли обсуждать с малышом эти темы? Психологи утверждают, что ребенок имеет право знать то, что касается его самого, но только если ребенок сам задает вопросы. Проявляющему равнодушие малышу лучше умолчать о некоторых важных событиях до более осознанного возраста.
Однако если вопросы уже заданы, на них придется отвечать. О деталях личной жизни взрослых – измены, развод и т.д. – ребенку знать не обязательно. Целесообразно преподнести щадящую интерпретацию семейных событий. Скажите ребенку, что папа живет отдельно, потому что маме с ним было трудно. Такой ответ хотя и не обрадует малыша, но вполне его удовлетворит. Но будьте готовы к новому допросу. Отвечать надо, учитывая возраст ребенка – и, в любом случае, не забывайте дать ему понять, что вы его очень любите.


Комментариев нет:

Отправить комментарий